На данной странице представлено: три публикации.
Навигация по
странице: - в начало списка; - следующий вверх по списку; - следующий вниз по списку; - в конец списка; - вверх страницы. |
Стихия колокольной и хоровой музыки на фестивале "Преображение"
"Во славу государства Российского" звучали русские исторические, государственные и духовные гимны 18, 19 веков в исполнении хоровых коллективов из разных городов России на открытии фестиваля "Преображение", которое состоялось 16 августа на территории Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника. Фестиваль продлится до 20 августа. Его программа довольно обширна и интересна.
Нынешний фестиваль "Преображение" проводится в нашем городе уже в восьмой раз, но в этом году он приурочен к 2000-летию христианства и отличается еще большим размахом. "На ярославцев и гостей города обрушится целая стихия хоровой и колокольной музыки... Парад ярославских, областных и зарубежных хоровых коллективов, колокольные концерты с участием лауреатов второго конкурса звонарей России и многое другое", - сообщила журналистам местных СМИ одна из организаторов фестиваля Наталия Каровская.
И действительно, география фестиваля в этом году намного расширилась. Поучаствовать в нем к нам едут коллективы из Австрии и Германии, Санкт-Петербурга и других российских городов. Помимо Ярославля выездные концерты участников фестиваля пройдут в Угличе, Переславле, Рыбинске, Ростове Великом.
К тому же сегодня фестиваль "Преображение" - это шаг навстречу развитию культурных связей между Ярославской областью и Кабардино-Балкарией. Дело в том, что президент этой республики попросил отлить колокола для православных храмов Кабардино-Балкарии. И один такой колокол весом в 230 кг. будет отлит и подарен этой республике именно на фестивале "Преображение".
А на закрытии фестиваля ярославцы и гости города впервые увидят в Волковском театре постановку балета "Свадебка" на музыку Игоря Стравинского в исполнении театра "Провинциальные танцы" из города Екатеринбурга, обладателя национальной театральной премии "Золотая Маска". В России полной постановки "Свадебки" еще не было.
По словам организаторов, фестиваль "Преображение" занесен в календарь "Юнеско", что способствует развитию туристического бизнеса в Ярославле, т. к. во время проведения этого праздника в город прибывает большое количество иностранных гостей, желающих постичь самую суть русской культуры.
Виктория
Крылова
Телефон
для справок (0852) 30-55-01?72-95-09
e-mail:korwet@yaroslavl.ru
Восьмой раз открылся в Ярославле международный фестиваль “Преображение”.
Директор департамента культуры и туризма Юрий Иванов однажды сказал на пресс-конференции, что настанет день и час, и за нашим фестивалем закрепится марка “Ярославский”, которая прославит наш город на весь мир. Впрочем, наш фестиваль уже снискал большую популярность среди туристов, в частности иностранных. Иноземцы специально задерживаются в наших краях на фестивальные сроки: им интересно, а у нас культурный капитал копится. Соотечественники тоже сами не свои до хоровой музыки и колокольного звона, коих нынче будет в избытке - все же второе тысячелетие христианства отмечаем.
На сей раз открылся фестиваль российскими гимнами, поднимавшими дух наших предков до 1917 года. Несмотря на то, что над музеем-заповедником к торжественному моменту зависли грозовые тучи, ярославцы и гости города не испугались и храбро заполнили своим присутствием все музейные лавочки, кому лавочек не хватило - выстроились большой толпой по всему периметру площадки для торжеств. Выступление хоров чередовалось с непередаваемым словами праздничным музыкальным колокольным звоном и декламацией стихов .
В этот же день открылась Всероссийская выставка-ярмарка колоколов, которая, несмотря на глобальность названия, уместилась в одном шатре. В центре шатра гордо нависали колокола разных размеров и разных школ изготовления. Вдоль стен выставочной палатки - все-,
возможные сувениры, от настольных колокольчиков, украшенных сверху медведем, до одежды изо льна, которая не любой женщине может понравиться, а также куклы размером с Барби, наряженные в “миниатюрные сценические костюмы. Только обидно, что под каждой полкой надпись “Руками не трогать”, для убедительности повторяющаяся раз шесть.
Ксения ЗОЛОТОВА.
БРАКОСОЧЕТАНИЕ КОЛОКОЛОВ И ХОРОВ СОСТОЯЛОСЬ!
Хорошие традиции всегда приживаются! Тем более, если для их укоренения действуют с умом. Восемь лет назад никто и не думал, что проведенный колокольный концерт когда-нибудь плавно перетечет в международный фестиваль, которого с нетерпением и интересом ждут ярославцы в течение всего года. Фестиваль в этом году удался на славу. Его начало, правда, ничем не напоминало зарубежные фестивальные шествия. Зато, как отметил художественный руководитель хора из г. Гатчины Виктор Огороднов, “все было очень по-русски. А громогласного шоу и не требовалось...”. Что ж, духовные гимны стали заменой фанфарам и длинным речам.
Любители хоровой музыки имели возможность услышать именитый петербургский “Lege Artis”, что в переводе с латыни означает “По законам искусства”. И действительно, более искуссного хора мне не доводилось слышать. Дирижер хора Борис Георгиевич Абальян, красивый и галантный господин, с приятною скромностию отвечал на мои вопросы, назвав свой хор, между прочим, “любительским коллективом, кругом единомышленников” , забыв упомянуть, что объединила “любителей” Ленинградская консерватория.
Хотя и так было понятно, что репертуар “Lege Artis” неохватен, я задала вопрос о музыкальных пристрастиях художественного руководителя.
- Мы поем абсолютно различные по жанру произведения. Так, десять лет назад все бросились петь русскую духовную музыку, поскольку перестал действовать запрет на все церковное. Мы тоже начали такую музыку исполнять, но вскоре я убедился, что действительно хорошей духовной музыки не так уж много. Я бы назвал Рахманинова. Тем не менее, духовная музыка привела меня к древнерусским распевам, которым я и сейчас отдаю предпочтение.
В последнее время очень интересуюсь современной музыкой. Мы даже создали программу - “Православная музыка XX столетия”. На мои взгляд, выдающимся современным православным композитом является Дмитрий Смирнов, кстати, друг нашего хора. Произведения Смирнова мы пели на вашем фестивале. Спели также все, что могли, Стравинского:нашли только три молитвы, исполняемые а капелла (то есть пением без музыки).
Вообще же я считаю, что нужно петь ту музыку, которая имеет слушателя, нужно заражать этим молодежь.
- А что вы думаете о нашем фестивале? Оправдывает ли он наименование “международного”?
Другой коллектив - "Апрель" - был без ума не только от фестиваля, но и от города, так как этот хор в Ярославле впервые. А дирижер хора В. Огороднов впечатлил слушателей музыкой собственного сочинения.
Побаловал ярославцев и гостей города голосами Московский мужской камерный хор, буквально "сорванный" организаторами фестиваля с гастролей по Испании. С первыми звуками этого хора зал Художественного музея превратился в храм...
Хоровой ансамбль "Арион" публика встречала по одежке (по ярким нарядам в русском стиле), а провожала громкими аплодисментами.
Хор из Австрии (собственно, и создавший фестивалю имидж международного) ничем особо не поразил публику, пришедшую насладиться пением ярославских хоровых коллективов. Но зато этот самый чужак, "Певческий круг Зельтенхейма", повеселил всех тем, что исполнил на русском языке нашу народную "Над полями да над чистыми".
Хоровое пение шло своим чередом, а где-то в небе слышался звон колоколов:там тешила народ высотная компания звонарей Они уже не соревновались, как в прошлом году, а, можно сказать, наслаждались своим искусством. Но было кому и оценить их квалификацию: на колокольных концертах (вместо зазванного, но не сумевшего приехать из-за странных для председателя международной организации проблем с визой, представителя ЮНЕСКО) присутствовал директор по международным хоровым связям Джузеппе Романо.
Общение звонарей с широкой публикой состоялось на гала-концерте "Вечерний звон". Хотя обещанной видеотрансляции не было, аудитория своей живой и радостной реакцией и аплодисментами установила теплый контакт со звонницей Мне виделось, не световые лучи тянулись к колоколам, а светлые эмоции людей.
И все-таки все впечатления померкли после неповторимой, уникальной "Свадебки" Стравинского! Именно она стала настоящим синтезом колокольной и хоровой музыки, символом всего фестиваля.
Впрочем, воедино слились в этот день, как определил дирижер-постановщик Дмитрий Волосников, не только колокола и хоры, а еще и фольклорное пение, и балет.
- То, что спектакль все же состоится, мы поняли за день до премьеры, - поделился со мной Дмитрий - Даже в армии солдат полгода учат идти в ногу А здесь нам пришлось готовить представление буквально за считанные дни Я поначалу был в шоке: такой халтуры свет не видывал! Но потом как-то спелись, сыгрались. И вот результат. Надеюсь, ярославцы не забудут "Свадебку", как и прошлогодний "Китеж", до следующего фестиваля.
- Почему вы решили ставить именно "Свадебку"?
- Мы полгода думали с организаторами фестиваля, что бы такое поставить... И вдруг увидели "Свадебку" в исполнении балета-модерн "Провинциальные танцы". Сразу ухватились за идею заменить фонограмму, которой они пользовались, живой музыкой... То есть выбор был как бы случаен... А может, и предопределен?
Как бы там ни было, "Свадебка" стала истинной кульминацией фестиваля, ритуалом, который повенчал колокольный звон с полетом прекрасных голосов.
Татьяна
РИЗОВА.
Телефон
для справок (0852) 72-74-52