В начало раздела.

Туристская статистика по г. Ярославлю за 1 квартал 2000 г.

Статистические данные о деятельности туристских предприятий г. Ярославля собираются Ярославским областным комитетом по статистике по заказу мэрии г. Ярославля. В 1 квартале 2000 г региональным государственным наблюдением было охвачено 10 гостиниц (100%) и 22 туристские фирмы Ярославля (40% от общего числа предприятий и организаций, имеющих лицензию на осуществление международной туристской деятельности).

Сводные данные за 1 квартал 2000 года представлены в таблице 1.

Таблица 1

Категории

1999 г.

2000 г.

Изменение в %%

ТУРФИРМЫ

Прием туристов с ночевками

Граждане РФ, всего

585

1453

148%

в том числе:

дети

292

438

50%

взрослые

293

1015

246%

Туристы из-за рубежа, в том числе граждане СНГ, всего

34

35

3%

в том числе:

дети

0

1

взрослые

34

34

0%

Итого

619

1488

140%

Прием туристов без ночевок

Российские туристы

43

228

430%

Туристы из-за рубежа, в том числе граждане СНГ

0

0

Итого

43

228

430%

Отправка туристов

Отправка по РФ

1599

919

-43%

Отправка за рубеж

84

73

-13%

Итого отправлено

1683

992

-41%

ГОСТИНИЦЫ

Граждане РФ, всего

17260

22031

28%

в том числе:

дети

1179

1160

-2%

взрослые

16081

20871

30%

Граждане из-за рубежа, в том числе граждане СНГ, всего

1825

2396

31%

в том числе:

дети

0

0

взрослые

1825

2396

31%

Итого

19085

24427

28%

 

 

Как видно из таблицы 1, в первом квартале 2000 г. по сравнению с аналогичным периодом 1999 года отмечается положительная динамика по многим показателям характеризующим различные аспекты въездного потока российских и иностранных туристов.

Турфирмы

В 1 квартале 2000 г. прием туристов с ночевками осуществляли турфирмы, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2

Происхождение

ЯБПЭ

МБС

Турист

Люкс-с.

Интурист

ЦУИП

Итого

Россия

834

277

175

166

1

28

1453

Др. гос-ва

0

1

0

0

34

0

35

Итого

834

278

175

166

35

28

1488

 

Прием ночующих туристов

В 1 квартале 2000 года по линии турфирм было приято 1453 туриста из РФ, что почти в 3 раза больше, чем в прошлом году. Этот факт можно объяснить тем новогодними праздниками, связанными со встречей 2000 года. Неоднозначная трактовка этой даты, как точки отсчета начала нового тысячелетия придала ей романтическую окраску в восприятии потребителей туруслуг. Созданный в СМИ ажиотаж вокруг наступления 2000 года привело к росту цен на туристские услуги в этот период. Увеличение цен на зарубежные туры привело к тому, что часть клиентуры была вынуждена переориентироваться на более дешевые программы новогоднего отдыха в России. Следует отметить, что поскольку стоимость новогодних турпакетов в Ярославле возросла, равно как и стоимость дополнительных продуктов и услуг, которыми могли пользоваться туристы (например, развлечения, напитки в гостиницах, новогодние сувениры). То есть, в контексте новогодних турпредложений можно говорить об их более высокой доходности, а также о большем поступлении средств в экономику города от дополнительного туристского потребления товаров и услуг. Аналогичную ситуацию следует ожидать и период новогодних праздников 2000-2001 гг., когда в рекламных целях однозначно будет раскручиваться тема начала тысячелетия.

Что касается иностранных туристов, то фактически их количество осталось на прежнем низком уровне. Низкий поток иностранных туристов обусловлен, по всей видимости, несколькими причинами:

  • отсутствием национальной рекламы новогоднего отдыха в России на зарубежных направляющих рынках.
  • отсутствием рекламной поддержки новогоднего отдыха в Ярославле со стороны администрации Ярославской области и города Ярославля. Принимающие агентства Ярославля продвигают свой турпродукт собственными силами, не располагая при этом необходимыми ресурсами для ведения широкомасштабных компаний
  • конкуренцией со стороны более продвинутых в туристском отношении городов; в первую очередь это Москва и Санкт-Петербург, а на маршруте "Золотое кольцо России" – Владимир, Суздаль, Кострома.
  • отсутствие традиционных культурно-развлекательных мероприятий ориентированных на туристов.

В городе проводится новогодние гулянья и другие события, однако, все это организуется в расчете на местных жителей. Принимающие фирмы в этом году попытались организовать собственными силами новогодние программы для туристов. Однако здесь необходима поддержка и участие города, для того, чтобы создать яркое оригинальное событие, которое выделялось бы в ряду аналогичных мероприятий в городах-конкурентах и послужило бы основой для привлечения интереса туристов к Ярославлю.

Средства прибытия ночующих туристов

Средства прибытия ночующих туристов представлены в таблице 3

Таблица 3

Средство прибытия

Российские туристы

Иностранные туристы

В совокупности

кол-во

доля в %%

кол-во

доля в %%

кол-во

доля в %%

Тур-автобус

1343

92%

26

74%

1369

92%

Частный транспорт

10

1%

7

20%

17

1%

Теплоход

0

0%

0

0%

0

0%

Поезд

381

26%

2

6%

383

26%

Иное

0

0%

0

0%

0

0%

 

Как видно из таблицы, основная масса ночующих туристов приезжает в Ярославль на туристских автобусах. Обычно это транспорт группы. Около 1/3 туристов приезжает в Ярославль поездом. Обычно это бывает в тех случаях, когда программа составлена таким образом, чтобы учитывать расписание движения поезда туда и обратно. Часто поездом пользуются туристы из Петербурга. В 1 % случаев российские туристы используют частный транспорт. В данном случае речь идет об обслуживании индивидуальных туристов. Большая часть иностранных туристов также прибывает в Ярославль на туристских автобусах. Однако иностранцы реже пользуются поездом, но чаще используют частный автотранспорт. Последнее относится к тем иностранцам, которые в течение определенного времени постоянно проживают на территории РФ.

Прием туристов без ночевок

Прием туристов без ночевок в 1 квартале 2000 года осуществляли турфирмы, представленные в таблице 4.

Таблица 4

Фирма

ИТОГО

МБС

Люкс-с.

Турист

Гар-тур

Из России

228

45

89

10

84

Дети

66

26

40

0

0

Взрослые

162

19

49

10

84

Др. гос-ва

0

0

0

0

0

 

Традиционно годовой поток транзитных туристов составляет около 50% от общего объема посетителей. В основном – это круизные туристы, следующие по Волге на теплоходах. Однако, этот поток характерен для летних месяцев, когда открыта навигация. В годовой структуре потока транзитных туристов определенную часть занимают однодневные посетители, приезжающие в Ярославль на туристских автобусах.

В 1 квартале 2000 года общее количество транзитных туристов составило 228 человек, что более чем в 5 раз превышает прошлогодний уровень за соответствующий период.

Как и в прошлом году в структуре потока нет иностранных туристов.

Отправка туристов

Данные по отправке туристов на отдых за пределы Ярославля нельзя признать удовлетворительными. Поскольку отправка является наиболее доходным видом туристских услуг, не требующим значительных финансовых и организационных затрат, руководители турфирм предпочитают не афишировать эту информацию. Анализ исходных форм отчетности показывает, что большинство фирм уклоняются от предоставления объективной информации. Причины, порождающие сокрытие информации, носят общий для всего российского бизнеса характер: неблагоприятный налоговый климат, опасение санкций со стороны властных органов. В результате деятельность многих компаний протекает в "теневой" непрозрачной области. Пока фундаментальные причины этих явлений не будут устранены на государственном уровне, нельзя ожидать от туристских компаний полностью объективной статистической информации.

В контексте данного раздела уместно привести данные, которые могут дать представление о количестве потенциальных клиентов турфирм г. Ярославля. Согласно официальным данным 16 % населения Ярославля имеют среднедушевой доход более 2000 рублей в месяц при прожиточном минимуме в 1 квартале 2000 года 871 руб. В количественном выражении это составляет почти 92000 человек (эта цифра охватывает руководители более 40 000 мелких и средних предприятий города). Так или иначе, даже если 5% от этого количества смогут воспользоваться возможность отдыха, в количественном выражении это составит почти 4600 чел.

Гостиницы

Характеристика номерного фонда

Характеристика номерного фонда в 1 квартале 2000 г. представлена в таблице 5.

 

Таблица 5

Наименование гостиниц

Число номеров Всего

в том числе люксов

полулюксов

номеров 1 класса

номеров туристского класса

число мест всего

ОАО ГО "Ярославль"

253

11

39

191

12

397

Юбилейная

186

6

30

95

55

277

Цирк

82

0

0

0

82

204

Волга

68

6

10

17

35

172

Ярославль

71

0

0

0

71

100

Медвежий угол

50

4

0

0

46

70

Турист

26

0

0

12

14

44

Экология

16

0

1

0

15

32

ЮТА

17

1

0

16

0

31

ПАРУС

12

0

2

0

10

23

Старый город

7

6

1

0

0

14

Итого

788

34

83

331

340

1364

Доля в %%

100%

4%

11%

42%

43%

 

Загрузка гостиниц

Общее количество постояльцев в 1 квартале 2000 года также возросло на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 24427 чел. Почти 10 % от общего количества составляет поток иностранцев из ближнего и дальнего зарубежья. По сравнению 1 кварталом 1999 года поток иностранцев увеличился на 30 % и составляет 2396 чел. Коэффициенты заполняемости для гостиниц Ярославля приводятся в таблице 6.

Таблица 6

Турист

Медвежий угол

Старый город

Парус

Цирк

Экология

Ярославль

ОАО ГО "Ярославль"

Юбилейная

Волга

ЮТА

81,3%

60,1%

23,8%

7,2%

34,7%

52,2%

30,5%

58,7%

49,3%

38,7%

11,4%

 

Средняя загрузка гостиниц по 1 кварталу 2000 года составляет 41 %. Коэффициент заполняемости, находится в пределах от 11, 4 до 60.1 %% в зависимости от объекта размещения. ОАО "Гостиничное объединение "Ярославль, ОАО "Гостиница "Юбилейная" в новогодний период предлагали развлекательные программы.. Благодаря этому загрузка в этот короткий промежуток времени достигает 100%. В остальное время уровень заполняемости поддерживается за счет размещения участников семинаров, конференций. В гостинице "Волга", значительную часть клиентуры занимают детские группы, приезжающие на соревнования. Вероятно, первый квартал также не является сезонным с точки зрения проведения спортивных соревнований, поэтому коэффициент загрузки ниже среднего. Наибольшая заполняемости в 1 квартале удалось достичь ОАО "Гостиница "Турист", руководство которой сумело привлечь клиентуру заинтересованную в экономичном размещении.

Распределение постояльцев по целям поездки

Распределение постояльцев по целям поездки представлено в таблице 7.

Таблица 7

Цели поездок

Постояльцы из стран дальнего зарубежья

Постояльцы из стран СНГ

Деловая

595

68,0%

957

62,9%

Туристическая

227

25,9%

507

33,3%

Частная

53

6,1%

57

3,7%

 

Как видно из таблицы 5, почти 2/3 иностранцев приезжают в Ярославль с деловыми целями. Это обусловлено тем, что Ярославль является одним из крупных промышленных центров. В городе находится более 100 промышленных предприятий, а также насчитывается ___ совместных предприятий, порядка 200 предприятий и фирм города являются участниками внешнеэкономической деятельности.

1/4 иностранцев из дальнего зарубежья и 1/3 иностранцев из стран СНГ приезжают в Ярославль с туристской целью (по туристской визе). 6% иностранцев из стран дальнего зарубежья и 3,7% иностранцев из стран СНГ приезжают с частными целями. В отношении граждан СНГ следует сказать, что эти данные приблизительные, так как в гостиницах не существует автоматического учета этой категории иностранцев.

Если сравнить количество иностранцев, приезжающих в Ярославль с туристической целью (227 чел) и соответствующие данные турфирм (35 чел. или 15%), то получается достаточно существенное расхождение, особенно, учетом того факта, что размещение иностранных граждан осуществляется турфирмами исключительно в гостиницах. Данным гостиниц можно доверять в большей степени, т.к. администраторы гостиниц обязаны вести компьютерный учет всех иностранцев. Что касается данных, поступающих от турфирм, то столь низкую совокупную цифру можно трактовать двояко. С одной стороны это расхождение может быть объяснено, как нежелание предоставлять объективную информацию. С другой стороны, причина может быть в том, что ярославские гостиницы обслуживают не только туристов, размещаемых городскими турфирмами, но также и турфирмами из других регионов РФ. Так или иначе, приходится признать, что пока турфирмы города существенно не влияют на заполняемость гостиниц. Этот факт служит основой для определенного конфликта между турагентствами и гостиницами по поводу уровня цен на размещение туристов. Турфирмы, особенно, те, кто собирается работать на внутреннем туристском рынке, пытаются получить как можно более низкие цены, для того, чтобы сформировать конкурентный турпродукт. Однако гостиницы согласны давать низкие цены лишь тем фирмам, которые реально могут обеспечить существенный и постоянный поток туристов. К сожалению, новым фирмам осуществить это не удается, поэтому получается замкнутый круг.

Распределение постояльцев гостиниц по происхождению

Общий поток в постояльцев гостиниц в 1 квартале 2000 года распределился следующим образом: граждане РФ – 22031 чел. или 90% от совокупного потока, граждане СНГ - 1521 чел. или 6% от совокупного потока, граждане из стран дальнего зарубежья - 875 чел. или 4% от совокупного потока. Распределение иностранных граждан из дальнего зарубежья по направляющим странам представлено в таблице 8.

Таблица 8

Страны мира

ВСЕГО, чел.

Доля в %%

США

199

23%

ШВЕЙЦАРИЯ

80

9%

ГЕРМАНИЯ

43

5%

БОЛГАРИЯ

42

5%

НИДЕРЛАНДЫ

36

4%

ИЗРАИЛЬ

32

4%

ЛАТВИЯ

31

4%

СЛОВЕНИЯ

31

4%

ФРАНЦИЯ

30

3%

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

26

3%

Другие страны (всего 43)

325

37%

Итого в 1 квартале 2000 г.

875

100%

 

В отношении стран СНГ точных данных нет, поскольку в гостиницах не ведется учет этой категории клиентов. На основании экспертных данных можно считать, что направляющими странами-лидерами являются Беларусь, Украина, Казахстан, Армения, Азербайджан.

Информация по происхождению постояльцев из РФ в гостиницах также не обрабатывается.

Распределение постояльцев по продолжительности пребывания

Количество ночевок в 1 квартале 2000 г. распределяется следующим образом: граждане РФ - 50538 койко-суток или 87% от совокупного значения, граждане СНГ - 4289 койко-суток. или 7% от совокупного значения, граждане из стран дальнего зарубежья - 3460 койко-суток или 6% от совокупного значения. Распределение постояльцев по продолжительности пребывания в гостиницах представлена в таблице 9.

Таблица 9

Продолжительность пребывания

Граждане РФ

Граждане СНГ

Иностранцы

1-3 ночевки

94,8%

94,0%

77,7%

4-7 ночевок

2,7%

3,4%

20,7%

8-28 ночевок

2,1%

2,4%

1,60%

29-91 ночевок

0,4%

0,2%

0%

 

Как видно из таблицы 9, подавляющая масса ночующих посетителей Ярославля останавливается на ночлег в Ярославле на срок не более трех суток. В этот период укладываются как короткие деловые поездки, так и туристские. В среднем туристские программы предусматривают размещение туристов в Ярославле в течение 2-ґ суток. В этот период туристам в рамках обзорной экскурсии показывают основные достопримечательности города, а на следующий день возможны выезды в окрестности Ярославля: Толгский женский монастырь, близлежащие города, (Ростов Великий, Кострома, Углич…). Вероятно, непродолжительное пребывание в Ярославле обусловлено также достаточно высоким уровнем цен на услуги гостиниц в городе. Для того чтобы уменьшить стоимость турпродукта, разрабатываются программы с базовым размещением в других городах, например, в Костроме. С другой стороны, непродолжительное пребывание в Ярославле является следствием того, что в городе помимо основных объектов туристского показа имеется слишком мало возможностей для отдыха, а те, что есть, на данный момент малопригодны для использования в туристских программах. За исключением 1 половины января в 1 квартале в городе не проводится крупных и интересных с туристской точки зрения событий. Февральские и мартовские праздники пока не используются в туристских программах. Таким образом, период со 2-й половины января по март можно назвать мертвым сезоном.

Значительно меньше постояльцев из РФ и стран СНГ проводят в гостиницах 7 и более дней. Исключением из правила выглядит тот факт, что 20,7% иностранных граждан из стран дальнего зарубежья проживали в гостиницах города в течение недели. Скорей всего данный факт можно объяснить необходимостью столь продолжительного пребывания связанной с деловыми целями пребывания в Ярославле. Здесь можно добавить, что иностранным компаниям не столь накладно оплачивать длительные командировки сотрудников, принимая во внимание текущий курс рубля.

Средняя продолжительность пребывания: граждане РФ - 2,3 суток, граждане СНГ - 2,8 суток, граждане из стран дальнего зарубежья - 3,9 суток.

Распределение потока постояльцев по гостиницам

Распределение потока постояльцев по гостиницам Ярославля в 1 квартале 2000 года представлено в таблице 10.

Таблица 10

Наименование гостиниц

Граждане РФ

Граждане СНГ

Граждане из стран дальнего зарубежья

Общий

кол-во

доля в %

кол-во

доля в %

кол-во

доля в %

кол-во

доля в %

ОАО ГО "Ярославль"

8134

36,9%

744

48,9%

342

39,1%

9220

37,7%

Юбилейная

6389

29,0%

134

8,8%

231

26,4%

6754

27,6%

Волга

2470

11,2%

122

8,0%

111

12,7%

2703

11,1%

Турист

1578

7,2%

234

15,4%

0

0,0%

1812

7,4%

Ярославль

1409

6,4%

99

6,5%

47

5,4%

1555

6,4%

Медвежий угол

1012

4,6%

45

3,0%

66

7,5%

1123

4,6%

Цирк

368

1,7%

27

1,8%

1

0,1%

396

1,6%

Экология

278

1,3%

64

4,2%

2

0,2%

344

1,4%

ЮТА

217

1,0%

32

2,1%

51

5,8%

300

1,2%

Старый город

88

0,4%

20

1,3%

24

2,7%

132

0,5%

ПАРУС

88

0,4%

0

0,0%

0

0,0%

88

0,4%

Итого

22031

100,0%

1521

100,0%

875

100,0%

24427

100,0%

 

Из таблицы 8 видно, что лидерами в сфере размещения по всем категориям постояльцев являются ОАО "Гостиничное объединение "Ярославль", ОАО "Гостиница "Юбилейная"***, Гостиница "Волга"**. Правда, здесь необходимо учитывать, что ОАО "Гостиничное объединение "Ярославль" включает в себя две гостиницы: гостиницу "Которосль"***+ и гостиницу без категории "Колос". Данные по этим гостиницам на настоящий момент предоставляются консолидировано.

Ведущие гостиницы города, проводят активную политику на рынке услуг по размещению и активно сотрудничают с турфирмами города и других регионов. Ресурс остальных гостиниц города на местном туристском рынке используется весьма ограничено. Если обратиться к таблице 4, то будет видно, что одним из препятствий к этому является слишком малая вместимость многих из них, не позволяющая задействовать их при приеме туристских групп стандартного размера. Кроме того, большинство из них на настоящий момент не сертифицированы. Исключение составляют гостиница "Турист"** и гостиница "Медвежий угол"****, которая недавно открылась после капитального ремонта.

Гостиницы-аутсайдеры существуют в довольно узких рыночных нишах, обслуживая специфическую клиентуру. Например, гостиница муниципального предприятия "Старый город" имея несколько комфортабельных номеров, обслуживает клиентов главным образом по специальным заявкам от мэрии города. С точки зрения туризма необходимо отметить еще две гостиницы. Гостиница "Турист" обслуживает постояльцев из России, в числе которых в основном командировочные, водители грузовиков, малобюджетные детские тургруппы, а также граждан СНГ, приезжающих в Ярославль с деловыми целями.

Гостиница "Ярославль" находится в самом центре города. На настоящий момент гостиница не сертифицирована. В гостинице идет капитальный ремонт. Тем не менее, часть номерного фонда используется для размещения детских групп и малобюджетных групп российских туристов. Новые собственники гостиницы планируют реконструировать гостиницу и сертифицировать ее на уровень 4 звезды. Если это произойдет, то в ближайшем будущем состояние рынка размещение в Ярославле может существенно изменится.

В в е р х__с т р а н и ц ы

В начало раздела.

Hosted by uCoz