| главная | досуг в
городе| туризм| выставки | гостевая
книга| e-mail |
| V выставка | VI выставка | VII выставка |
Ярославский городской центр изучения общественного мнения и социологических исследований.
Анализ
результатов опроса посетителей
выставки
"Отдых. Зима-2000" (12-14 ноября 1999
г.)
В ходе включенной работы на выставке был осуществлен оперативный опрос посетителей. Было проведено 340 интервью, реально участвовали в опросе около 500 человек, так как семейные пары и компании опрашивались совместно В исследовании приняли участие 37,9% - мужчин и 62,1% -женщин.
Зимний отдых: планы, предпочтения возможные материальные затраты посетителей выставки.
Характеризуя запрашиваемые на выставке виды отдыха и, особенно, потенциально возможный уровень затрат на его организации, необходимо дать социальный портрет посетителя. Около 65% посетителей выставки — это респонденты в возрасте от 20 до 40 лет, как правило, с высшим образованием, занимающие определенные должности в коммерческих организациях. Их запросы и возможные затраты на организацию зимнего отдыха отличаются от запросов и возможных затрат в целом по населению.
Характер потребительских интересов посетителей выставки в отношении организации зимнего отдыха
1.
Детский отдых
2. Туры выходного дня
3. Встреча Нового года или Рождества
4. Отдых в санаториях, пансионатах
5. Туры на отдых за рубеж
6. Экскурсионные маршруты
7. Лечебно-оздоровительные
программы
8. Деловые поездки за рубеж
9. Семейный отдых
10. Активный (спортивный,
горнолыжный) отдых
Приближающийся Новый год наложил свои отпечаток на приоритеты в отдыхе в зимний период. Более половины опрошенных - 50,6% пришли на выставку в поисках туров по встрече Нового года или Рождества. В выборе места проведения лидируют Ярославская область - 16,4%, Чехия, Словакия - 4,3%, Финляндия - 3,9%. Посетители в целом были более настроены встречать Новый год в России (33,1% из 50,6%), чем за рубежом (17,5%). Но, по мнению 5,5% посетителей туры по встрече Нового года в Ярославле и Ярославской области были представлены слабо. Больше предлагались Ивановская и Костромская области. Предлагаемые путевки по Ярославской области не удовлетворяли запросы посетителей (как в части предлагаемых баз, так и по уровню цен). Туристические агентства не предлагали встречу Нового года в ночных клубах города, а подобного рода информация была бы интересна и своевременна именно на выставке.
Вторую позицию в запросах ярославцев занимают экскурсионные программы - 14,6%. Здесь явные приоритеты отдавались зарубежным странам - 12,8%, а по России всего 1,8% из числа посетителей выставки Среди зарубежных стран лидируют Скандинавия (4,5%), Чехия, Словакия (2,5%) и Франция (1,4%). К весне следует ожидать увеличения потока клиентов, желающих выехать на экскурсию за границу, так как туристы, которые предпочитают данный вид отдыха, отмечают, что туры по Европе лучше совершать весной, "когда не холодно, и еще не много туристов как летом".
Следует отметить, что нареканий по поводу разнообразия экскурсионных маршрутов за рубеж высказано не было, чего нельзя сказать об экскурсиях по России. Из числа отвечавших 6,5% указали, что внутренний экскурсионный туризм представлен достаточно слабо и, в частности, такие маршруты как Москва, Санкт-Петербург, экскурсии по Ярославской области, а так же турпоездки по Сибири, Дальнему Востоку, Камчатке. Подобного рода маршруты особенно интересовали респондентов молодого возраста до 30 лет, 63,6% из них - это люди с высшим образованием и им интересна история своей страны. Решающим моментом при выборе экскурсионных маршрутов в зарубежные страны является предлагаемая стоимость путевок. Так, около75% выбравших туры по Скандинавским странам, считают, что могут позволить затраты от 200 до 500 долларов. Третьим по популярности видом отдыха у пользователей туристических услуг были туры на отдых за рубеж. Зимой выезжают на отдых за рубеж, в основном, состоятельные люди, поэтому не было спроса на Турцию, но таких клиентов интересовал Египет (1,6%), Таиланд (0,9%), Канарские острова (0,7%). Для данной категории респондентов стоимость отдыха уже не является определяющим фактором. Они скорее ориентируются на сроки и уровень сервисного обслуживания.
В основном посетители интересовались теми видами отдыха, которые могут быть менее продолжительны, но позволяют получить массу впечатлений или восстановить силы.
В целом, по стоимости предлагаемых услуг, были высказаны следующие общие замечания удивление вызвали высокие цены на туры по встрече Нового года вблизи Ярославля - 61,1% пришедших на выставку за данными путевками рассчитывали потратить не более 2000 рублей, а встретили совершенно другие предложения, в то же время, самая дешевая путевка на одного человека стоила от 300 руб в непользующийся популярностью из-за низкого уровня обслуживания "Сахареж". Туристические агентства, давая рекламу в средствах массовой информации, часто не указывают цены на местные маршруты (на зарубежные туры цены указываются почти всегда) и большинство потребителей слабо представляют ценовую политику на местные маршруты Те же, кто интересовался турами за рубеж, остались довольны уровнем цен и даже были высказывания, что на выставке цены ниже, чем они предполагали.
Уровень запроса
на маршруты по организации
зимнего отдыха (в % от общего числа). |
Степень определенности на приобретение путевок непосредственно на выставке (в % от числа определившихся с выбором) |
1. Ярославль и Ярославская область 21,9% | 1. Египет 16,4 |
2. Страны Скандинавии 7,0% | 2. Андорра, горные лыжи 12,7 |
3. Чехия, Словакия 2,7% | З.Скандинавия 7,3% |
4. Санкт-Петербург 2,7% | 4. Владимир-Суздаль 7,3% |
5. Города Золотого кольца 2,7% | 5. Новый год в ресторане 7,3% |
Из числа определившихся с выбором 58,2% посетителей поедут за границу, а отдыхать на территории России предпочли 41,7%.
Нельзя говорить, что туры за рубеж пользуются большим спросом, чем туры по России. Просто туристы, которые выезжают за рубеж, как правило, являются постоянными пользователями туристических услуг. Они быстрее могут сориентироваться в "море" предлагаемых услуг и принять решение.
Специфичность зимнего отдыха заключается в следующем. Он менее длителен и в большей степени, чем летний носит коллективный характер. Ряд производственных предприятий города организуют отдых своих сотрудников, к тому же в зимние праздники респонденты молодого возраста предпочитают отдыхать вместе, поэтому на выставке запрашивались путевки на 6, 10 и даже 30 человек.